12 октября в Москве стартует очный этап IV Международного музыкального конкурса-лаборатории Алисы Гицба. Его откроет лекция/мастер-класс «Барокко – что это?», которую проведет гобоист, дирижер и исследователь, доктор музыкальных наук Университета Париж-Сорбонна Рафаэль Паласиос (Мексика). Мероприятие пройдет в Архиповском музыкальном салоне (Брюсов пер., д. 2/14, стр. 8) и даст начало интенсивной программе прослушиваний и мастер-классов, которая продлится до 16 октября.
Автор проекта взял интервью у Рафаэля Паласиоса, который проводил мастер-класс 12 октября для участников конкурса-лаборатории Алисы Гицба. Рафаэль Паласиос — гобоист, дирижер, исследователь и доктор музыкальных наук Университета Париж-Сорбонна.
В рамках своей лекции-мастер-класса «Барокко – что это?» маэстро Паласиос предложит слушателям погрузиться в особенности барочного пения: «Мы поговорим о том, что такое сегодня барочное пение и как оно отличается от исполнения музыки XVIII века. Что знали певцы того времени и о чем мы забыли? А если современные исполнители раскроют эти секреты сегодняшней публике, насколько это будет ею оценено?».

Фото предоставлено пресс-службой Международного музыкального
конкурса-лаборатории Алисы Гицба
Мастер-класса пройдет в сопровождении барочного ансамбля ФИСИИ Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Рафаэль Паласиос является признанным экспертом в области исторического исполнительства. Доктор музыкальных наук Университета Париж-Сорбонны, он преподает в Высшей национальной консерватории музыки и танца Парижа, Королевской консерватории Брюсселя и других ведущих вузах мира. Им разработана авторская методика «Прикладного риторико-музыкального анализа», которую он успешно внедряет в рамках созданной им «Лаборатории риторически обоснованной интерпретации» в учебных заведениях Европы, Азии и Латинской Америки.
IV Международный музыкальный конкурс-лаборатория Алисы Гицба — масштабный проект для представителей академического вокала и концертмейстеров. В 2025 году конкурс значительно расширил границы: были введены новые номинации «Камерное пение» и «Искусство аккомпанемента», увеличен возрастной ценз участников до 45 лет, а география охватила 8 стран, включая Россию, Абхазию, Беларусь и государства Латинской Америки. Всего на конкурс поступило более 200 заявок.

Фото предоставлено пресс-службой Международного музыкального
конкурса-лаборатории Алисы Гицба
Особенностью формата конкурса-лаборатории является комплексный подход, сочетающий конкурсные прослушивания с образовательной программой и последующей поддержкой лауреатов. В рамках лаборатории запланировано более 15 мастер-классов. Призовой фонд конкурса в этом году составляет 1 270 000 рублей, а победителей также ждут специальные призы от партнеров: дебюты в оперных театрах, интервью на радио «Орфей» и участие в концертных программах.

Рафаэль Паласиос, доктор музыкальных наук Университета Париж-Сорбонна
1. Рафаэль рассказал о своем опыте проведения мастер-классов в России.
За последние пятнадцать лет он посетил Россию более тридцати раз. Для него было честью быть приглашенным такими уважаемыми учреждениями, как Консерваторией имени П.И. Чайковского и Академией имени Гнесиных, где я имел удовольствие проводить конференции, лекции и мастер-классы. Темы этих выступлений включали: «Введение в музыкальную риторику», «Практика риторического исполнения», «Изготовление тростей для исторических гобоев», «Размышления о концерте для гобоя Моцарта», «Исполнение барочной музыки на современных и исторических инструментах» и «Эстетика барочного пения».
2. С Алисой Шалвовной у Рафаэля сложилась следующая история знакомства.
Они познакомились с Алисой совсем недавно на открытии ее конкурса-лаборатории. Она впервые связалась с ним в начале июня и любезно пригласила принять участие в этом мероприятии.
3. Рафаэль рассказал о сильных сторонах и типичных трудностях русских певцов, когда они обращаются к барочной музыке. Что им труднее всего принять с точки зрения техники по сравнению с европейскими певцами.
По его опыту, при исполнении барочной музыки русские певцы часто могут значительно улучшить произношение и дикцию, контролируемое и рациональное использование вибрато, выразительную манеру исполнения, основанную на риторике, соблюдение tempo giusto, точного, правильного и ровного темпа, и развитие более широкого, более нюансированного динамического диапазона. Самый сложный для принятия момент зависит от открытости человека к изменениям. Прямые сравнения могут вводить в заблуждение, поскольку певец, получивший образование в Вене, Бельгии или Голландии, с раннего возраста окруженный выступлениями таких деятелей, как Николаус Арнонкур, Густав Леонхардт или Филипп Херревеге, естественно развивает иной фундаментальный подход. Ключевое здесь даже не в сравнении, а в доступности конкретных стилистических практик барочного периода и погружении в них.
4. Мы поразмышляли над вопросом, станет ли исторически обоснованное исполнение когда-нибудь мейнстримом в вокальном образовании или навсегда останется нишевой специализацией.
Образование — двигатель эволюции, и чтобы это было так, певцы — так же, как и инструменталисты — должны иметь историческую исполнительскую практику, от старинной музыки до Малера, в качестве основной части своего обучения, а не просто специализации.
И эти исполнители затем играют роль в образовании как публики, так и музыкантов. Подумайте, ведь мы ожидаем, что инструменталисты будут углубляться в историческую практику, так почему же мы не должны ожидать такого же параллельного обучения для певцов? Настойчивое стремление объединять исторически осведомленных инструменталистов с певцами, обученными современной эстетике, для исполнения таких шедевров, как «Рождественская оратория» Баха, создает фундаментальную несогласованность, которую мы больше не можем себе позволить. В прошлом это было практичным решением, но сейчас это препятствие для истинного художественного прогресса. Рафаэль присоединился к этому движению в 1980-х годах, и прелесть быть пионером заключалась в признании необходимости постоянных исследований, экспериментов и изменений. Это тот самый настрой, которого он желает всем исполнителям, занимающимся старинной музыкой.
5. Насколько возможно в XXI веке достичь полной «аутентичности»? Мы же не можем избавиться от того музыкального багажа, который мы слышали всю нашу жизнь. Рафаэль поделился своим мнением, что для него означает «аутентичное исполнение».
Этот вопрос затрагивает ключевую дискуссию. Во-первых, мы должны определить само понятие «аутентичности». Этот термин был предметом активных академических прений, и в специализированных кругах он в основном вышел из употребления с конца 20-го века. Суть в том, что не существует объективной «аутентичности» помимо честного обращения с первоисточниками. Этот термин был мощным инструментом маркетинга, но он вызвал бурную и необходимую дискуссию среди музыкантов и ученых. Эволюция терминологии — от «аутентичных инструментов» к «копиям исторических инструментов» и от «аутентичного исполнения» к «исполнению с учетом исторических данных» — отражает это более тонкое понимание.
На взгляд Рафаэля, самый здоровый подход для исполнителя сегодня — «путешествовать налегке» и «брать с собой только самое необходимое». Зачем обременять исполнение произведения XVII века, такого как «Орфей» Монтеверди, плотным психологическим грузом вагнеровской оперы XIX века? Или применять силу веризма Пуччини к деликатности Моцарта XVIII века? Это фундаментальное эстетическое несоответствие. Остается основной вопрос: нужно ли иметь в виду драматический инстинкт Верди, чтобы петь Генделя? На это ответ — решительное «нет». Барочный мир Генделя, полный риторической страсти и вокальной подвижности, работает по совершенно иному принципу, чем симфоническая драма Верди.
Поэтому настоящий вызов для певца-актера заключается в том, чтобы полностью войти в роль, не только в костюме, но и в мышлении. Это требует желания понять и воплотить эстетику исполнения произведения той или иной эпохи посредством усердного изучения, практики, поисков ответов на вопросы и дисциплины. Это путешествие в конкретный исторический звуковой мир, а не в универсальный «оперный».
6. Рафаэль выступает и в качестве дирижера, поэтому было интересно узнать, каким образом он достигает правильного баланса между голосом и оркестром в барочной музыке, где нет мощности современного фортепиано или большого оркестра.
Исторические преподаватели прямо советуют певцам не кричать, поэтому все начинается с образования и серьезного обучения динамическому контролю. Однако самым важным моментом является слушание — как себя, так и ансамбля. Один великий музыкант однажды сказал: «Если во время выступления вы не слышите, что играют другие музыканты, значит, вы играете слишком громко». Роль Рафаэля, по его мнению, как дирижера состоит в том, чтобы представить веские, исторически обоснованные аргументы в пользу этого баланса и создать атмосферу сотрудничества, в которой возможно такое тонкое слушание.
7. Доктор Паласиос поделился советом для молодого певца, который только начинает свой путь в мире барочной музыки. С чего ему начать?
«Мой самый важный совет — получить специальное образование в этой области. Будьте открытыми и погрузитесь в изучение исторических трактатов по пению, декламации, риторике и ораторскому искусству. Читайте современные исследования, но всегда подвергайте их и себя сомнению. Критически и внимательно слушайте записи, и, что еще более важно, научитесь критически слушать свое собственное исполнение. К. П. Э. Бах советовал своим ученикам слушать «хороших певцов», но чтобы понять, что в его время считалось «хорошим певцом», нужно прочитать его «Versuch» (трактат «О подлинном искусстве игры на клавикорде») и другие источники. Начните с этого.»
8. Мы не могли не спросить Рафаэля о его музыкальной «мечте» — например, конкретной опере, которую он хотел бы попробовать снова, или забытое произведение, которое хочется вернуть к жизни.
«Всегда есть произведения, к которым хочется вернуться с новым пониманием. Я был бы очень благодарен за возможность снова дирижировать «Страстями по Иоанну» Баха, поскольку это произведение бесконечной глубины. Я также с энтузиазмом отношусь к возвращению к жизни забытых произведений, и в первую очередь это глубокое «Miserere» Яна Зеленка.»
Финальный этап конкурса пройдет в Сухум, где с 20 по 22 октября пройдут финальные прослушивания, а 23 октября состоится торжественная церемония награждения и Гала-концерт с участием Государственного камерного симфонического оркестра Республики Абхазия и сводного симфонического оркестра города Краснодар.
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Правительства Республики Абхазия.
Источники:
Материалы пресс-службы Международного музыкального конкурса-лаборатории Алисы Гицба
Подписывайтесь на наш телеграм канал Art-minded




