4 июня в возрасте 43 лет умерла Аня Желудь, одна из звезд арт-поколения, которое сформировалось в России на рубеже девяностых — нулевых годов.
Творческий путь выпускницы Санкт-Петербургского художественного училища им. Н.К.Рериха и Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица в Москве начался в 2001 году, когда Аня, или Анна Желудковская по паспорту, пришла в галерею «Экспо-88», что тогда находилась в доме №1 на улице Забелина, показала свои рисунки. Ее встретила партнер Скворцова Елена Яковлева — она первая поверила в молодую художницу из Петербурга.
Аня Желудь (1981-2025)
Через несколько лет Аня Желудь стала явлением московской арт-сцены. Виталий, который поначалу с сомнением отнесся к юному дарованию, потом сделал очень много для ее карьеры и морального равновесия. В 2005–2006 годах Аня нашла тот узнаваемый почерк опустошенных вещей. Первые объекты из арматуры, лишенные материальности, показали на выставке «Музей меня» в галерее «Арт-стрелка» в 2007 году. «Раньше я рисовала правильные картины, то есть картины, соответствующие реалистичной картине мира, потом не совсем правильные, теперь очень неправильные. Еще не так давно я занималась созданием „неправильного мира“ в мире реальном, то есть переводом плоскостных, живописных изображений в реальные объемы. Теперь эти объемы приобретают форму того, что в художественной терминологии называют неприличным словом „инсталляция“», — писала Аня тогда.
Тотальная инсталляция Ани Жёлудь «Абзац» в PA Gallery
В том же 2007 году художница была номинирована на премию «Инновация», на следующий год — на Премию Кандинского, а в 2009-м стала участницей основной выставки Венецианской биеннале с проектом «Коммуникации», который показывали в Арсенале. По эстетике он близок выставке «Абзац», которая стала для Ани последней. Из белой стены там тоже торчали оборванные пучки проводов. Только они тянулись к свету — лайт-боксам, на которых «рисовали» загадочные абстракции, что еще отчетливее высвечивали, как она писала, «связи человека с человеком», «узлы соединений», «точки соприкосновений», «начало и продолжение бесконечности», «видимое и невидимое, специальное и случайное», «настоящее и кажущееся», «действительное и придуманное». Коммуникации появлялись при входе в пространство, уходили в стены, пол и потолок, пронизали весь Арсенал, становились невидимыми, а на выходе появились вновь. На выставке «Абзац» провода уже, кажется, совсем потеряли взаимосвязи.
Аня Желудь. Floor Handler. 2021.Фото: Фонд Ruarts
2008–2009 годы стали пиком творческой карьеры Ани Желудь, на тот момент ей было всего 28. Состоялась ее персональная выставка в Русском музее, из которой, по сути, вышел этапный проект для Венецианской биеннале. Тогда же свою петербургскую квартиру она превратила в выставочный зал под названием «Объект на районе», который открылся проектом «Комнатное растение», позже в полной версии показанный в галерее Айдан Салаховой на Винзаводе.
После неожиданной смерти от сердечного приступа Виталия Скворцова Аня продолжала делать ранее запланированные выставки, но больше по инерции.
Аня Жёлудь. Из серии «Женский аскетизм или бабское счастье»
В 2012-м она получила премию «Инновация». Концептуальный аскетизм продолжал в ней жить: на «Последней выставке» в Гридчинхолле она меняла свои произведения — от картин с чайниками и битым кафелем до фрагментов железных конструкций «Коммуникации» — на краску, цемент, железки, дрова. Незадолго до того она так же легко раздавала всем желающим свою живопись и графику в петербургском фонде «Эра» на выставке «Отдам в хорошие руки».
Последние годы Аня Желудь, чьи работы хранятся в Эрмитаже, Третьяковской галерее, Русском музее, Московском музее современного искусства, Музее нонконформистского искусства, жила, почти как ее комнатные растения, в скромной однушке в поселке Электроизолятор, недалеко от «Обочины», и писала: «Не выходить из дома и не открывать шторы, никому не звонить — стало будто принципом существования».
Источники:
Theartnewspaper
Theblueprint
Moskvichmag
Подписывайтесь на наш телеграм-канал Art-minded