Голованова

Уникальный музей-квартира дирижера, композитора и коллекционера Н.С. Голованова

На днях побывали в удивительном пространстве московского музея-квартиры русского дирижера и композитора Николая Семеновича Голованова, которое нас впечатлило, поэтому захотелось рассказать об этом месте подробнее. Оказывается, Н.С. Голованов был еще и коллекционером предметов искусства и оставил после себя значительную коллекцию живописи, графики, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства.

Музей-квартира Н.С. Голованова ведет свою историю с 1969 года, именно тогда квартира была передана в ведение Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки (ныне — Российский национальный музей музыки) по приказу Министерства культуры.

Голованова

Музей-квартира Н.С. Голованова

Своеобразен сам дом в Брюсовом переулке, в котором расположена бывшая квартира музыканта. Он был построен в 1935 году специально для артистов Большого театра СССР и возник благодаря инициативе и активной деятельности Николая Голованова. Николай Голованов прожил здесь почти двадцать лет. В этой квартире музыкант поселился вместе с матерью Елизаветой Тимофеевной и младшей сестрой Ольгой (к этому времени его отец уже ушел из жизни).

Николай Семенович – дирижер и композитор

В 1900 году родители определили Николая Голованова в Синодальное училище церковного пения. При поступлении он выдержал большой конкурс в 360 человек и был принят вместе с особо одаренными мальчиками в Синодальное училище церковного пения. Это учебное заведение было интернатом, в котором воспитанники находились на постоянном пансионе. Они участвовали в церковных службах, в том числе самых ответственных — в главном храме Москвы, которым тогда считался Успенский собор Кремля.

Голованова

Ученики 1-го, 6-го – 9-го классов Синодального училища с директором Степаном Васильевичем Смоленским (в центре слева) во внутреннем дворе училища. В первом ряду (5-й слева) Николай Голованов. Москва, 1900.

Известно, что во всей своей дальнейшей исполнительской деятельности Николай Голованов во многом руководствовался теми основами, которые были заложены в училище. Это касается и главной установки — отношение к искусству как к служению, требующему полной самоотдачи, и конкретных приемов, техники — «поющий» оркестр, удвоение басовых нот, напоминающее звучание басов-октавистов хора.

«Синодальное училище дало мне все: моральные принципы, жизненные устои, железную дисциплину, умение работать много и систематически, привило мне священную любовь к труду» (Н.С. Голованов «Опыт автобиографии»).

После окончания училища Николай Голованов был зачислен в его штат помощником регента хора и преподавателем — явление исключительное: обычно выпускники направлялись в разные города России учителями пения, реже — регентами. Тогда же великая княгиня Елизавета Федоровна пригласила восемнадцатилетнего музыканта на должность регента хора Марфо-Мариинской обители милосердия — уникального благотворительного заведения, учрежденного ею. Интенсивную работу в хоре и училище музыкант совмещал с учебой в Московской консерватории (1909-1914) в классах теории музыки и композиции. Впоследствии он с благодарностью вспоминал уроки своих педагогов, а также Сергея Ивановича Танеева, которому показывал свои сочинения, и Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова, на уроки которого ходил «по собственному почину».

Голованова

Николай Голованов и Александр Гребнев, окончившие класс свободного сочинения в Московской консерватории, с профессорами Сергеем Никифоровичем Василенко и Александром Александровичем Ильинским, 1914.

За дипломную работу, оперу «Принцесса Юрата», Художественный совет консерватории наградил Николая Голованова золотой медалью с занесением его имени на мраморную доску в фойе Малого зала консерватории и денежной премией в 1000 рублей.

Во многом 1915 год стал судьбоносным для молодого музыканта — он начал работу в Большом театре. В сезон 1915/1916 Николай Семенович был в штате театра на должности помощника хормейстера, а уже 9 октября 1919 года Голованов дирижировал в Большом театре оперой Николая Римского-Корсакова «Сказка о Царе Салтане». После успешного дебюта Николай Голованов был зачислен на должность дирижера Большого театра. Поступив в Большой театр на время, чтобы практически познакомиться со спецификой оперного жанра, он остался там навсегда. С этим театром связаны 25 лет жизни Николая Семеновича.

Могло быть значительно больше, но его трижды увольняли, а после некоторого перерыва возвращали обратно. Первое увольнение в 1928 году было особенно болезненным, в течение почти двух лет велась кампания травли дирижера. Появился даже термин — «головановщина». Объектом нападок стало непоколебимое следование ценностям классического искусства, а также авторитарный стиль руководства оркестром. Голованов не терпел халтуры, небрежности, часто в резкой, а то и в грубой форме обрушиваясь на провинившихся. Однако вне работы Николай Семенович был милым и добрым человеком.

Голованова

Солисты Большого театра: Надежда Обухова, Антонина Нежданова, Василий Петров, Ксения Держинская с молодым дирижером Николаем Головановым, 1921.

«Самое страшное в дирижере — равнодушие и холодность. Художник всегда должен быть страстным пророком своей веры и всецело убежденным артистом» (Н.С. Голованов. «Заметки дирижера»).

Работа Николая Семеновича в Большом театре была связана почти исключительно с русскими классическими операми. Кульминация его творческого пути — три последние постановки (1948-1950) — «Борис Годунов», «Садко» и «Хованщина», за которые дирижер был трижды награжден Сталинской премией первой степени.

Деятельность Голованова была интенсивной и многогранной. В первые годы революции он с увлечением принимает участие в организации оперной студии при Большом театре (впоследствии — оперный театр имени К.С. Станиславского), аккомпанирует Антонине Неждановой в ее гастрольной по ездке по странам Западной Европы (1922-1923), пишет музыку (его перу принадлежат две оперы, симфония, многочисленные романсы и другие произведения), ведет оперный и оркестровый классы в Московской консерватории (1925-1929).

Голованова

Н.С. Голованов на концерте в Большом зале Московской консерватории

С 1937 года Николай Голованов возглавляет Большой симфонический оркестр Всесоюзного радиокомитета, который именно под его руководством выдвинулся в число лучших музыкальных коллективов страны. «В скорбные дни войны» (выражение Николая Голованова) дирижер отказался от эвакуации. Уже осенью 1941 года он добился разрешения создать новый оркестр из оставшихся в Москве музыкантов, 5 ноября 1941 года возобновились прямые трансляции выступлений оркестра по радио, а уже 21 декабря 1941 года прошел первый концерт в переполненном Большом зале Московской консерватории. Весь сбор от концерта пошел на строительство танков.

Голованова

Н.С. Голованов с супругой А.В. Неждановой, Берлин, 1922.

Музыкант не раз сетовал, что работа в театре, дирижирование на концертах, педагогическая и административная деятельность загружали его, не оставляя времени для сочинения музыки. «Сочиняя урывками, в какие-то просветы, от случая к случаю, мне все же кое-что удалось сделать», — писал Николай Семенович. Однако творчество Голованова-композитора в области камерно-вокальной музыки было плодотворным. За всю жизнь Николай Семенович создал более 140 романсов, около 30 хоровых сочинений, свыше 50 обработок песен разных народов (русских, украинских, белорусских, сербских, турецких, исландских, чешских).

Огромную роль в жизни Николая Голованова играла его жена — выдающаяся певица, артистка Большого театра Антонина Нежданова. Их удивительный творческий и духовный союз длился 30 лет. Николай Семенович был бессменным аккомпаниатором Антонины Васильевны, а день ее смерти (26 июня 1950 года) обозначил в своем дневнике и на календаре как самый несчастный день в его жизни.

Николай Семенович – коллекционер

Вступая в мемориальные комнаты музея, посетители сразу погружаются в мир искусства. Картины Исаака Левитана, Михаила Нестерова, Константина Коровина, многочисленные скульптурные портреты, антикварная мебель в стиле ампир — все создает неповторимую атмосферу. В квартире Николая Голованова, как и в других помещениях этого дома — индивидуальная планировка, так что ни одна квартира в этом доме не повторяет другую, но есть и общие престижные детали: мраморные подоконники, дубовый паркет, богатая лепнина в обрамлении потолков, двери из сосны с резьбой по эскизам академика Ивана Жолтовского.

Голованова

Николай Семенович Голованов, дирижер, композитор и коллекционер (1891-1953)

Николай Семенович всегда находился в центре культурной жизни страны, общался со множеством известных людей разных профессий. Именно поэтому коллекция, которую за все годы жизни собрал музыкант, складывалась очень динамично, однако без предварительных накоплений, с «нуля». Собрание дирижера было разнообразным по своему составу, о чем сегодня могут свидетельствовать три составленных им каталога, где Голованов перечислил картины, шкатулки, часы, трости, ковры и так далее. Редкость предметов, состав коллекции и в особенности имена художников, поражают посетителей музея, искусствоведов, коллекционеров и историков. Предлагаем узнать о не обыкновенных историях произведений из коллекции Николая Голованова.

Голованова

Федор Иванович Захаров. «Портрет Н.С. Голованова». Холст, масло. 1923; Александр Яковлевич Головин. «Портрет А.Н. Скрябина». Холст, темпера. 1915.

Страсть к коллекционированию обнаружилась у Николая Голованова еще в юношестве. Первыми «экспонатами» его собрания стали обыкновенные почтовые открытки из различных городов и музеев мира. В фонде музея до сих пор хранятся большие альбомы, в которые музыкант вклеивал почтовые кар точки, привезенные им из разных уголков мира.

Одним из самых первых произведений искусства, поя вившихся в коллекции музыканта, можно считать графический набросок, созданный художником Федором Захаровым в 1916 году.  Доминантой в коллекции Голованова являются, несомненно, работы русских художников. Так, например, работ Константина Коровина в собрании дирижера было больше всего – 23, чуть меньше было работ Василия Поленова – 21. В квартире музыканта находится копия с фрески Сандро Боттичелли «Венера и три грации», образы которой для Голованова перекликались с героями симфонической фантазии Петра Чайковского «Франческа да Римини». В свое время дирижер исполнил ее с оркестром Всесоюзного радиокомитета. Одним из старейших экспонатов в коллекции Голованова был древнегреческий кратер периода V в. до н.э., который и сегодня можно увидеть в экспозиции музея-квартиры Н.С. Голованова.

Голованова

Любовь Сергеевна Попова. «Джованна Торнабуони и три грации». Холст, масло, темпера. 1912.

В собрании дирижера отразилась его любовь к великолепному итальянскому городу Венеции. Большое количество работ, связанных с прекрасным «городом на воде», украшают стены музея и по сей день.

Уникальным событием в жизни дирижера стало его совместное музицирование с художником Михаилом Нестеровым. Вот как выдающийся дирижер сам вспоминает в 1952 году об этом событии на страницах своего дневника: «…Нигде так чудесно не звонили, как в Ростове. Озеро Неро, куда неслись по воде эти звуки, напомнило мне, как мы с М.В. Нестеровым играли в 4 руки на белом громадном рояле Николаевского дворца в Московском Кремле. И слушала нас великая княгиня Елизавета Феодоровна. Помню смешное пенсне на носу Нестерова, а я – регент Синодалки – играл, не деликатничал, и умилялись все «ростовскими звонами…».

Голованова

М.В. Нестеров «Отцы-пустынники и жёны непорочны», 1933.

С середины 1910-х годов в коллекции Голованова стали появляться его портреты. На сегодняшний момент известно 18 портретов, созданных разными художниками, в том числе знаменитым архитектором Константином Мельниковым.
К концу жизни Николай Семенович решает составить каталог принадлежавших ему вещей, имеющих художественную и антикварную ценность, куда вошли даты поступлений того или иного предмета и сведения о его приобретении. Музыкантом были составлены три каталога, один из них по коллекции живописи и графики. Таким образом, в алфавитном порядке были записаны все произведения, находящиеся в собрании дирижера.

Голованова

В.И. Якоби «Любитель редкостей», 1876

В своем личном каталоге дирижер нередко «наделял» раритеты коллекции различными оценочными характеристиками. Так, например, о картине Валерия Якоби «Любитель редкостей» было записано – «великолепное полотно». Редкие работы в коллекции Николай Семенович именовал латинским словом «unicum».

В каждой из комнат постепенно раскрываются разные стороны жизни Николая Голованова и его увлечение искусством. В интерьерах квартиры сохранились не только предметы декоративно-прикладного искусства, антикварная мебель и книги XIX – первой половины XX века, но и уникальное собрание живописи, принадлежавшее Николаю Семеновичу. Как он сам писал, «на мою долю выпало счастье быть знакомым с некоторыми выдающимися русскими художниками: В.М. Васнецовым, М.В. Нестеровым, К.А. Коровиным, А.Я. Головиным, П.П. Кончаловским».

Голованова

Константин Алексеевич Коровин. «Эскиз декорации к I действию балета А.Ш. Адана «Корсар»». Картон, масло. 1912

К этому ряду можно добавить такие славные имена, как Александр Бенуа, Константин Юон, Игорь Грабарь, Витольд Бялыницкий-Бируля, хотя список далеко не полный. Картины этих художников и их современников составляют наиболее ценную часть коллекции Музея-квартиры Н.С. Голованова.
При Николае Голованове количество раритетов значительно превышало то, что сегодня можно увидеть в экспозиции музея. Его пятикомнатную квартиру буквально переполняли произведения искусства, о чем свидетельствуют фотографии той поры. Многое находилось и на Николиной Горе, где располагалась его совместная с Антониной Неждановой громадная даче.

Голованова

Василий Дмитриевич Поленов. «Ущелье Пифона», 1911, холст на картоне, масло; Фридрих Август фон Каульбах. «Дама с цветами». Дерево, масло; Василий Дмитриевич Поленов. «Венеция. Канал». Холст, масло. 1897

В начале 1950-х годов Голованов составил каталоги своих коллекций, перечислив в объемных тетрадях альбомного формата собранные им картины, скульптуры, редкие блюда, часы, шкатулки, трости, ковры и многое другое. В особую группу выделил редкости и раритеты. На основании указанных каталогов и других архивных документов можем констатировать: одних икон насчитывалось не менее 120, скульптур — 186 (бронза, дерево, майолика, фарфор), но больше всего было картин — около 1000, из них примерно две трети составляли работы русских художников.

Голованова

М.В. Нестеров «Святая Варвара», 1894, холст на картоне, масло; «Мавзолей Тадж-Махал на закате солнца», 1870-е — 1880-е, холст, масло.

К великому сожалению, после смерти дирижера (1953) коллекция стала распадаться. Колос сальный урон нанесло ограбление дачи в 1960-е годы, были украдены именно картины. В конце 1960-х сестра Голованова, Ольга Семеновна, продала в антикварный магазин 23 работы. В 1969 году, когда после ее кончины в квартире начали организовывать музей, по распоряжению Министерства культуры СССР значительную часть коллекции передали в Третьяковскую галерею (85 икон и 18 живописных работ) и во Всесоюзный художественно-производственный комбинат имени Е.В. Вучетича, который распределял их по разным художественным музеям, училищам и школам.

Голованова

Голова фараона. Гранит. Египет, II тысячелетие до нашей эры; Михаил Александрович Врубель. «Волхова». Майолика

Сейчас в фонде Николая Голованова числится 247 живописных и графических работ и 63 скульптурных произведения. Доминантой собрания является, несомненно, подборка русской живописи, включающая произведения Ивана Айвазовского и Василия Верещагина, Аполлинария Васнецова и Константина Юона, Василия Поленова и Исаака Левитана, Михаила Нестерова и Константина Коровина, Александра Бенуа и Александра Головина. Особенный интерес вызывает коллекция предметов древнерусского искусства (23 единицы хранения), среди которых: икона «Спас в силах» — часть деисусного ряда иконостаса (первая половина XVI века), икона «Святителя Николая» (конец XVI века), мощевик с мощами Саввы Звенигородского, панагия «Покров Пресвятой Богородицы» фирмы И.П. Хлебникова.

Голованова

Иван Константинович Айвазовский. «Венецианская ночь». Холст, масло. 1844.

Коллекция скульптуры насыщена предметами из различных материалов: мрамора, бронзы, гипса, фарфора. Необходимо отметить, что в собрании находятся скульптурные произведения Михаила Врубеля, Сергея Коненкова, Наума Аронсона, Петра Клодта, Евгения Лансере и других. Азарт коллекционера сочетался в Николае Голованове с горячей любовью к самим картинам, интересом к биографиям художников, к истории живописи, о чем говорит его обширная библиотека отечественных и зарубежных книжных изданий (2809 единиц хранения). Литература, посвященная искусству и культуре различных периодов, представлена именами таких писателей, как Александр Бенуа, Сергей Глаголь, Сергей Дурылин, Генрих Штоль, Джорджо Вазари.

Таким необыкновенным по своему составу предстает наследие музыканта, знакомство с которым сегодня возможно в Музее-квартире Н.С. Голованова, входящим в состав Российского национального музея музыки.

 

Источники:
Сайт музея-квартиры Н.С. Голованова
Буклет музея-квартиры Н.С. Голованова
ngolovanov
ar.culture.ru

Подписывайтесь на наш телеграм-канал Art-minded

Art-minded
Art-minded

Источником информации служат только проверенные ресурсы, признанные исследователями и критиками в сфере искусства и музыкального театра.
Дополнительно в библиотеке знаний вы можете погрузиться в изучение профессиональной лексики и терминологии, посмотреть примеры рефератов, докладов и других полезных работ, которые помогут вам в искусствоведческой учебе или просто в более детальном изучении любимой темы. 

Можете не сомневаться, что мы будем стараться делать все возможное для того, чтобы вы изучали и влюблялись в искусство каждый день!

Статей: 289

Ответить