Одному из самых известных оперных режиссеров Дмитрию Чернякову 11 мая 2025 исполнилось 55 лет. Дмитрий Черняков – это имя стало трендовым на афишах многих европейских театров, на которое идет публика и этим гарантирует интендантам кассовые сборы. Про Митю, как его называют в близких кругах, написано уже много статей и записано интервью, поэтому не будем повторяться. А вместо этого приведем интересные и наиболее яркие факты из его творческой биографии, чего вы могли о нем не знать.
Митя Черняков на съемках театрального подкаста на первом канале, 2024г.
Первый спектакль был драматическим на сцене Тверского академического театра драмы
Начинал свою режиссерскую карьеру наш герой с драматической постановки в 1991 году в театре Твери, когда ему было 21 год и он еще учился на 3-м курсе ГИТИСа. Поначалу Митя даже себя видел театральным художником и не понимал, кем именно ему было бы интересно поработать на сцене театра.
“Я рвался в Тверь, внутренне понимая, что там имею право на ошибку. Москвы, своего родного города, я стеснялся. А вне Москвы я был волен делать, что хочется и как хочется. Я стремился к свободе. Хотел преодолеть свои психологические страхи. Я боялся взаимоотношений с людьми, боялся того, как там на меня будут смотреть, не знал, как общаться с труппой. Мне было важно – воспримут ли меня всерьез? Смогу ли я подчинить людей своей творческой воле?” – вспоминает Дмитрий.
О своем времени работы в Русском драматическом театре Литвы (Вильнюс)
“Например, в Вильнюсе в 1994 году я сделал, думаю, один из наиболее удачных своих спектаклей «Ужин в Санлисе» Ануя (странно, сейчас мне бы в голову не пришло ставить что-либо Ануя). Но поскольку Литва тогда отделилась и Русская драма находилась в плачевном состоянии, на него никто не обратил внимания. Его видели только приезжавшая из московского министерства некая дама, курировавшая эти театры, Роман Должанский и Римма Кречетова. Я долго не был никому нужен как оперный режиссер. Кому нужен человек с улицы? Кто меня позовет? Тем более что оперных театров мало и хороших еще меньше.”
Скандальные постановки “Евгений Онегин” и “Руслан и Людмила”
В 2006 году премьера оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в Большом театре вызвала скандал. Оперная певица Галина Вишневская была возмущена постановкой Дмитрия Чернякова и отказалась отмечать свой 80-летний юбилей в Большом театре, в котором она впервые спела именно в «Онегине». Вишневская назвала спектакль «осквернением национальных святынь» и написала письмо гендиректору Большого театра Анатолию Иксанову. В нём она отметила «ужас» от происходившего на сцене «бесстыдства». Некоторые критики возмутились тем, что герои оперы предстали алкоголиками, склонными к припадкам истерии, а Онегин убивает Ленского по ошибке, а не на дуэли. В ответ Иксанов заметил, что у каждого есть право выбирать, где праздновать день рождения, и некоторые даже делают это дома. Затем администрация Большого театра объявила о замене юбилейного концерта Вишневской внеочередным показом нового «Онегина».
Сцена из оперы “Евгений Онегин” на сцене Большого театра, 2006г.
Дмитрий о своей постановке “Евгений Онеги” в Большом театре: “Я счастлив, что этот спектакль был в моей жизни. У меня всегда была навязчивая одержимость доводить то, что делаю, до кристальной точности. Чтобы все было филигранно, выпукло и доведено до конца. Чтобы не было случайных фраз. Чтобы все было качественно спрессовано. И, как мне кажется, «Онегин» из всех моих спектаклей больше всего отвечает этим требованиям. Я все свои спектакли, даже не премьерные, смотрю, стоя в проходе. Мне важно почувствовать то, что чувствует зритель. И во многих постановках я замечаю очевидные постановочные пробелы. В «Онегине» их меньше всего”.
В 2011 году премьера оперы Глинки «Руслан и Людмила» в постановке Дмитрия Чернякова в Большом театре вызвала скандал. Некоторые зрители были возмущены провокационным внешним рядом, который был воспринят как издевка. Например, вызвал негодование стриптиз пьяного Фарлафа на столе, битва Руслана в подвале с тряпкой, на которую проецируется лицо говорящего покойника. Также отдельные сцены вызвали недовольство публики, в частности ублажение Людмилы тайским массажем и эротические игрища ряженых молодцев с голыми статистками. Одна из зрительниц, Светлана Воронина, посчитала постановку фривольной, пошлой и сексуальной. Она решила добиться через суд изъятия оперы из репертуара Большого театра, но Тверской районный суд Москвы отклонил её исковые требования. Сам Черняков, предваряя премьеру, предупреждал, что сказочности в спектакле будет немного, а скандала он не боится.
Сцена из оперы “Руслан и Людмила” на сцене Большого театра, 2011г.
“Может быть, там есть что-то такое очень взрослое. Есть, есть. Если честно сказать, есть. Но я на скандал никогда не рассчитываю. Я ничего специально не прогнозирую, не манипулирую, не провоцирую. А к нападкам я готов, да”, — прокомментировал Митя тогда свою постановку “Руслан и Людмила”.
Cудебные иски с наследниками композитора Пуленка
В 2010 году после премьеры «Диалогов кармелиток» Пуленка в Баварской опере театр понёс существенные убытки из-за наложенного запрета на показ спектакля и продажу его видеоверсии. Это произошло из-за судебной тяжбы между наследниками французского композитора Франсиса Пуленка и Дмитрием Черняковым, который поставил «Диалоги кармелиток». Наследники Пуленка обвинили Чернякова в том, что он исказил смысл произведения.
Сцена из оперы “Диалоги кармелиток” на сцене Баварской оперы, 2010г.
Камнем преткновения стало прочтение финальной сцены: по словам наследников, чтобы выразить основную мысль произведения, требовалось сценически изобразить мученическую смерть всех монашек. Потомки Пуленка пытались добиться прекращения исполнения оперы в данной интерпретации на сцене Баварской Государственной оперы и требовали изъять из продажи DVD-диски с записью «Диалогов кармелиток» в постановке Чернякова. Однако суд отклонил жалобу наследников, приняв сторону защитников свободы творчества.
Первая встреча с Даниэлем Баренбоймом
По словам Даниэля Баренбойма, опубликованным в 2016 году, первая встреча с Дмитрием Черняковым произошла в 2004 году. Баренбойм отметил, что при первой встрече он был не уверен в режиссёре, так как тот не говорил ни на одном языке, кроме родного. В одном из интервью Митя рассказывал, что он выпил чего-то крепкого для храбрости перед первой встречей и это, вроде бы, помогло. Черняков никогда не ставил ничего за пределами России, поэтому ему было нелегко общаться, репетиции проходили с трудом. Он пользовался помощью переводчика, при этом говорил очень много. Однако, по словам Баренбойма, после первой встречи Черняков стал его любимым режиссёром.
Сотрудничество с Даниэлем Баренбоймом началось с постановки оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского в Берлинской государственной опере (дирижёр-постановщик — Баренбойм) в сезоне 2005/06. Творческий союз Чернякова и Баренбойма продолжился постановкой «Игрока» С. Прокофьева (2008, совместная постановка Берлинской государственной оперы и театра Ла Скала). 3 октября 2013 года в Берлинской опере Митя с Баренбоймом выпустили премьеру оперы «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова.
Даниэль Баренбойм, пианист и дирижер, ex-музыкальный директор Берлинской государственной оперы (с 1992 г. по 2023 г.)
В 2015 году в берлинской Штаатсопер прошла премьерная серия показов совместной работы режиссера Дмитрия Чернякова и музыкального руководителя театра Даниэля Баренбойма – «Парсифаль» Рихарда Вагнера. 17 апреля 2019 года в Берлинской государственной опере состоялась премьера «Обручение в монастыре», лёгкая комическая опера на музыку Прокофьева в постановке Дмитрия Чернякова и под управлением дирижёра Даниэля Баренбойма. Также известно о совместной постановке 2018 году в Берлинской государственной опере «Тристан и Изольда» Вагнера, где Черняков был режиссёром, а Баренбойм — музыкальным руководителем.
Жаль, что «Кольцо» Дмитрия Чернякова в берлинской Staatsoper 2022 состоялось без Даниэля Баренбойма из-за его болезни, которого заменил Кристиан Тилеман.
Митя Черняков в процессе работы над постановкой оперы “Садко” в Большом театре
5 лет назад в свое 50-летие Дмитрий рассуждал: “Мне 50, за 22 года работы я поставил 35 названий. Еще столько же поставлю до 70 или 75 лет – и хватит. А что дальше? Вялость, дряблость.” На сегодняшний момент кол-во его постановок преодолело рубеж 50 спектаклей. И оглядываясь на его слова, ожидаем будущих в течении 25 лет дальнейшей творческой деятельности. За это время его почерк достаточно хорошо читается, но мы будем ожидать чего-то нового, чем нас сможет еще удивить Дмитрий Феликсович!
Источники:
Сайт драм.театра в Твери
Музыкальная академия
Петербургский театральный журнал
1tv
Подписывайтесь на наш телеграм-канал Art-minded